Не помню у кого из японцев, в наставлении по стрельбе из лука, звучала такая фраза:
"Видеть дальний предмет - будто он близко и видеть близкий предмет - будто он далеко". Само это выражение и представляет готовую инструкциюметод тренировки.
Вот еще одна цитата:
«Если смотришь на один-единственный лист дерева, остальных листьев не видишь. Если же просто смотришь на дерево и не фиксируешь зрение на одном листе, то сможешь увидеть все листья, какие только есть на дереве. Если сознание сосредоточено на одном листе, остальных не видишь; если не концентрируешь внимание на одном, видишь сотни и тысячи листьев». (Ягю Мунэнори)
Теперь растолкую тебе о чем говорят японцы.
Существуют два основных Способа работы Внимания:
1) Концентрация Внимания (КВ)
2) Деконцентрация Внимания (дКВ)
Концентрация Внимания:
Точечное восприятие: «одномоментно воспринимается как моносигнал, некоторая изолированная область пространства. Отсутствует непосредственная связь различных областей пространства».
Точечное осознание : «возможность намеренного сосредоточения» на какой-либо части тела, эмоции, мысли, образе и т.д.
Деконцентрация Внимания:
Линейное (лучевое) восприятие и осознание (соответствует локальной дКВ) : установление лучевой связи нескольких пространственных объектов, связывание различных областей человеческого тела в линию (например, позвоночник), выделение линии, соединяющей два полярных эмоциональных состояния с одновременным восприятием всех оттенков перехода, одновременное переживание всех точек мысленного ряда, всех актов единого мыслительного действия и т.д.
Плоскостное восприятие и осознание : «плоскостная, послойная, “продольная” и “поперечная” связи внутри пространства, выделяющая некоторые области с общим качеством», выделение в теле ряда плоскостей, объединенных по какому-либо качеству, управление модальностью как таковой, переживание целиком какой-либо модели Мира.
Объемное восприятие и осознание (аналогом является объемная дКВ и объемное мышление): «объемное восприятие комплекса пространственных объектов с организацией их целостного взаимодействия», «объемное целостное восприятие Всего во Всем», «одномоментное сосредоточение внутри всего тела», «одномоментное переживание всех возможных описаний Мира и выход за их пределы – восприятие Мира непосредственно, без описания его».
Что такое КВ, на практике, это всем понятно и привычно.
Пример:
- пялимся глазами на один обьект, все остальные обьекты превращаются в фон. Таким образом мы можеи изучатьнаблюдать за Выделенным обьектом, не отвлекаясь на остальные.
- то-же можно проделывать внутри своего тела, фиксируя свое Внимание на одном ощущении, на одном органе, на одном внутреннем состоянии. (те, у кого хоть раз сильно болел зуб - знакомы с такой КВ)
При помощи КВ можно отслеживать и несколько обьектов, но в этом случае человек быстро утомляется и собственно Концентрация внимания ослабевает.
Методы Деконцентрации позволяют наблюдатьотслеживать обьекты не выделяя их из общего фона.
Первое чему следует научиться - Наблюдать не выделяя обьекты.
Например:
-для “остановки внутреннего диалога” дон Хуан предлагал:
“...подолгу ходить с расфокусированными глазами, пользуясь только боковым зрением.
Он утверждал, что если удерживать расфокусированные глаза на точке чуть выше горизонта, то получаешь почти полный 180-градусный обзор. Он настаивал, что это упражнение является единственным способом остановки внутреннего диалога.”
В городе так ходить чревато
... особенно не имея навыка. Но можно упростить задание и по-началу просто сидя учиться по-шагово.
1) вниманием выделять именно сектора Бокового зрения
2) настроить внимание так, чтобы воспринимать сектор, находящийся впереди, так, будто смотришь боковым зрением. При правильном выполнении данной настройки - во всем поле зрения краски становятся приглушенными (мир сереет).
3) после этого следует переходить на динамическую работу с Вниманиемзрением, т.е. в спортзале, на улице - в движении.
Кроме игры с выведением "бокового зрения" на всю панораму,
можно еще потренироваться следующим образом:
- сели, расслабились, успокоились
- вытянули перед собой ладонь, пальчики растопырили и смотрим
- смотрим на ладонь перед собой и понимаем, что она объект, то что за ладонью и по сторонам это фон.
Задача №1 - смотреть на фон, а не на объект
Задача №2 - смотреть и на фон и на объект так чтобы ваше внимание ничего не выделяло из воспринимаемой картинки.. т.е. чтобы ладонь и фон были равнозначны для вашего внимания.
Еще одно упражнение:
Возьмите три любых обьекта (коробок спичек, ключ, ручку), положите на пустой стол.
Стол = фон.
1) наблюдайте три обьекта одновременно, т.е. охватив Вниманием все три обьекта.
2) наблюдайте только фон(столешницу)
3) наблюдайте три обьекта и столешницу(фон) - ничего не выделяя как отдельный обьект