Что такое идеальный слух? Дар или патология? Чем гениальность Чайковского отличается от гениальности Вагнера? Чем обусловлена удивительная любовь к музыке людей с синдромом Вильямса и почему страдающие «амузией», напротив, воспринимают ее как невыносимое нагромождение звуков?
«Музыкофилия: сказки о музыке и мозге» — одна из последних книг невролога Оливера Сакса, автора всеми любимого «Человека, который принял жену за шляпу». Сакс выбирает очень интересный ракурс: он не особо углубляется в медицину, его цель в другом – заставить читателя почувствовать то, что чувствуют его пациенты. А пациенты тут – как на подбор: одни слышат «божественный хор», у других, наоборот, начинается припадок, если сделать радио погромче; третьи совершенно лишены способности различать мелодии – они «звуковые дальтоники»; а четвертые умеют музыку не только слышать, но и видеть.
И все же «Музыкофилия» – это отнюдь не набор историй о диковинных травмах мозга. Это нечто большее. Саксу удалось превратить свой врачебный опыт в метафору: ему недостаточно описать симптомы и назначить курс лечения; им движет какая-то детская любознательность, желание вечно задавать вопросы: является ли музыка информацией? Почему на звук речи и на звук скрипки наш мозг реагирует по-разному – хотя с точки зрения неврологии и то и другое – простые раздражители?
Эта книга – самая настоящая апология музыки, попытка выстроить (почти) философскую систему на основе одной человеческой страсти. Платон строил свою теорию вокруг идей, Ницше – вокруг воли к власти, а Сакс – вокруг музыки. «… музыкальный инстинкт присущ человеку в той же степени, что и языковой», – утверждает он. И приводит множество примеров, когда музыка становилась единственным лекарством, вытаскивала людей из комы, помогала облегчить боль – или, что уж совсем невероятно, справиться с последствиями ретроградной амнезии.
Опираясь на свой опыт, Сакс выдвигает интересную гипотезу: возможно, кроме постоянной и кратковременной памяти существует еще один вид – эмоциональная память.
«Музыкофилия» – очередное доказательство того, что наука тоже бывает поэтичной. Отсюда вы узнаете, что любая мысль – это отчасти творчество, любое воспоминание – отчасти импровизация; а самый удивительный музыкальный инструмент, это не рояль, не скрипка и не арфа, это – человеческий мозг.
Часть I. Преследуемые музыкой
Часть II. Диапазон музыкальности
Часть III. Память, движение и музыка
Часть IV. Эмоции, идентичность и музыка
«Музыкофилия: сказки о музыке и мозге» — одна из последних книг невролога Оливера Сакса, автора всеми любимого «Человека, который принял жену за шляпу». Сакс выбирает очень интересный ракурс: он не особо углубляется в медицину, его цель в другом – заставить читателя почувствовать то, что чувствуют его пациенты. А пациенты тут – как на подбор: одни слышат «божественный хор», у других, наоборот, начинается припадок, если сделать радио погромче; третьи совершенно лишены способности различать мелодии – они «звуковые дальтоники»; а четвертые умеют музыку не только слышать, но и видеть.
И все же «Музыкофилия» – это отнюдь не набор историй о диковинных травмах мозга. Это нечто большее. Саксу удалось превратить свой врачебный опыт в метафору: ему недостаточно описать симптомы и назначить курс лечения; им движет какая-то детская любознательность, желание вечно задавать вопросы: является ли музыка информацией? Почему на звук речи и на звук скрипки наш мозг реагирует по-разному – хотя с точки зрения неврологии и то и другое – простые раздражители?
Эта книга – самая настоящая апология музыки, попытка выстроить (почти) философскую систему на основе одной человеческой страсти. Платон строил свою теорию вокруг идей, Ницше – вокруг воли к власти, а Сакс – вокруг музыки. «… музыкальный инстинкт присущ человеку в той же степени, что и языковой», – утверждает он. И приводит множество примеров, когда музыка становилась единственным лекарством, вытаскивала людей из комы, помогала облегчить боль – или, что уж совсем невероятно, справиться с последствиями ретроградной амнезии.
Опираясь на свой опыт, Сакс выдвигает интересную гипотезу: возможно, кроме постоянной и кратковременной памяти существует еще один вид – эмоциональная память.
«Музыкофилия» – очередное доказательство того, что наука тоже бывает поэтичной. Отсюда вы узнаете, что любая мысль – это отчасти творчество, любое воспоминание – отчасти импровизация; а самый удивительный музыкальный инструмент, это не рояль, не скрипка и не арфа, это – человеческий мозг.
Часть I. Преследуемые музыкой
- Гром среди ясного неба: внезапная музыкофилия
- До странности знакомое ощущение: музыкальные припадки
- Страх музыки: музыкогенная эпилепсия
- Музыка в мозгу: совокупность образов и воображение
- Черви в мозгу, навязчивая музыка и прилипчивые мелодии
- Музыкальные галлюцинации
Часть II. Диапазон музыкальности
- Чувство и чувствительность: диапазон музыкальности
- Нарушение: амузия и дисгармония
- Папа сморкается в соль миноре: абсолютный слух
- Нарушение музыкального слуха: кохлеарная амузия
- Живое стерео: почему у нас два уха
- Две тысячи опер: однобокие вундеркинды
- Акустический мир: музыка и слепота
- Ключ прозрачной зелени: синестезия и музыка
Часть III. Память, движение и музыка
- Момент бытия: музыка и амнезия
- Речь и пение: афазия и музыкальная терапия
- Случайная молитва: дискинезия и песнопение
- Сочетание: музыка и синдром де ля Туретта
- Синхронизация во времени: ритм и движение
- Кинетическая мелодия: болезнь Паркинсона и музыкальная терапия
- Фантомные пальцы: случай однорукого пианиста
- Атлетизм мелких мышц: дистония музыканта
Часть IV. Эмоции, идентичность и музыка
- Бодрствование и сон: музыкальные сновидения
- Обольщение и безразличие
- Плач: музыка и депрессия
- Случай Гарри С.: музыка и эмоция
- Неподавляемое: музыка и височные доли
- Сверхмузыкальное племя: синдром Вильямса
- Музыка и идентичность личности: деменция и музыкальная терапия