Русский писатель зарубежья, историк Юрий Федотов однажды удивительно сказал: «Древнерусские монастыри- святые зародыши неродившихся университетов»…
в этих общежительных обителях, в монастырских книжарнях, сохранялась культура, велись летописи, изучали медицину, языки, переводили с греческого, писали иконы, пряли и ткали, чеканили, золотили и жгли. Монахи-воины, монахи-зодчие и богомазы составляли духовное ядро народа, а монастыри долгое время были центрами просвещения на Руси.
Русь крещена в 988 году, а первая семинария в России- Славяно-Греко-Латинская Академия – основывается в 1685 году. 700 лет мы жили без школы, без профессионального духовного образования.
- Школа. Учились в ней дети людей "всякого чина... и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев."
- Программа в этих школах полностью соответствовала уровню школ Западной Европы и Греции. Чтение, письмо, пение, счет. Основы представлений о
семи свободных науках. Основы религии. Написанные стихами азбуковники, которые заучивали наизусть, давали образцы стихосложения и писем.
- Впрочем, интерес несомненен и к логике. Здесь, на столах русских книжников мы находим такие сложные произведения, как "Диалектика" грека Иоанна Дамаскина или "Логика Авиасафа" (фрагменты из аль-Газали), сочинения другого араба Маймонида. На полях -глоссы, разъясняющие те или иные термины...
- Энциклопедией астрономических и географических познаний средневековой Руси
был «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского, фазами луны, например, объясняющий приливы и отливы на море. Кстати, гелиоцентрическая система Коперника распространяется в России очень рано, практически не встречая себе противодействия.
- В области практической механики русские строители вряд ли уступали своим западным современникам. Создавались не только планы будущего сооружения, планировался сам
технологический процесс. Дренажи, водоотводы, плотины, мосты, многие из которых функционируют и по сей день. Выдающимся инженером был, например, митрополит Филипп, который в бытность свою игуменом Соловецкого монастыря для переработки продуктов питания использовал
конвейер. И это в XVI веке... Но идем дальше.
- В 1620 году в Москве создан Аптекарский приказ. С начала XVII века известен микроскоп.
Примеры бы можно множить и множить. Но остановим себя. Ибо итак уж, надеемся, честный читатель вслед за профессором И. Экономцевым вторит:
"Подводя итог, можно сделать вывод: основу русского образования в патриарший период составляла начальная школа, но ее дополняло приватное обучение в монастырях, у частных учителей (в том числе и у иностранных), а также в сфере материального производства... Эта система материального образования в целом вполне удовлетворяла интересы русского государства и Церкви, по крайней мере до второй половины XVII века..."
, когда стала необходимостью—"Правильная" высшая школа.
Просвещение, которое мы не усвоили с принятием христианства и без которого оставались до 18 века, наступило при Петре I. До этого были просто грамотные люди (начетники).
В начале века выходит в свет «Арифметика Магницкого», в течение полувека служившая основным учебным пособием по математике. Через пять с половиной лет вводится гражданский шрифт, и, наконец, в январе 1724 года- указ об учреждении Академии Наук.
С Московским Университетом (1755 г.) связана судьба многих выдающихся личностей, определивших умонастроения и сам облик эпохи, которой мы гордимся по праву. Здесь учились или преподавали светила и светочи, деятельность которых до сих пор помогает русским людям сохранить самоуважение и надежду на лучшие времена. Знакомясь с их свершениями, с их творческим наследием, люди «электронного века» неизменно удивляются тому насколько яркой и плодотворной была их скоротечная жизнь.
“Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду,”- считает М. М. Громыко -“сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных); использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя; покупка лубочных и др. изданий у офеней-разносчиков; привоз книг из городов отходниками; подписка и др.
От XVIII-XIX вв. дошло множество свидетельств о грамотности значительной части крестьянства. Статистические данные о грамотности крестьян далеки от реальной картины: по данным Всероссийской переписи 1897 грамотных крестьян в Европейской России было 22,9% (мужчины — 31,4%, женщины — 5,7%). При официальном учете происходило занижение показателей.
В течение XIX в. число общественных и частных учебных заведений в сельской местности заметно нарастает (церковноприходские, земские и помещичьи школы, волостные училища), тем не менее и после реформы их было недостаточно. Основной формой обучения крестьянских детей грамоте были т. н. вольные, или домашние, временные школы, организуемые самими крестьянами. Обучали в них «бродячие» учителя, переходившие из деревни в деревню, отставные солдаты, грамотные крестьяне, заштатные церковнослужители и др.
Вольные (стихийные) школы отличались особенной гибкостью, приспособленностью к местным условиям, к составу детей и запросам родителей, к обстоятельствам жизни учителя и были распространены во всех губерниях. Срок обучения продолжался 3 — 4 месяца или более, по договоренности. Азбуки и буквари, Псалтыри и Часовники бытовали в крестьянских семьях и использовались для обучения. В вольных школах изучали сначала церковнославянскую азбуку, затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтырю. Только после этого приступали к гражданской азбуке. В мелких населенных пунктах земство организует в 1880-х передвижные школы В них учили чтению, письму, элементарному счету и основным молитвам.
Сведения о чтении крестьян из разных районов страны дают сходную в основных чертах картину. На первом месте идут Священное Писание (Библия в целом, Евангелие, Псалтырь), поминальные, заздравные и заупокойные молитвенники, Святцы ; творения святых отцов
; Жития святых (более ста имен); сочинения и наставления на религиозно-нравственные темы.
Вторую группу составляли азбуки, буквари, самоучители разного рода, прописи. Третью — басни, разные виды художественной литературы (больше всего — на исторические темы) и сказки.
Среди светской литературы корреспонденты выделяли произведения
А. С. Пушкина, крестьяне читали их очень охотно. Особенной популярностью пользовались повести; более других были любимы «Капитанская дочка» и «Дубровский. «Сказки Пушкина знают даже безграмотные старухи». Из поэтических произведений больше знали «Полтаву» и многочисленные стихотворения, ставшие народными песнями: «Буря мглою», «Сквозь волнистые туманы», «Утопленник», «Черная шаль», «Талисман», «Бесы» и мн. др. У отдельных крестьян встречалось Полное собрание сочинений Пушкина.
Из книг на исторические темы пользовались спросом лубочные издания: «Как жили-были наши предки славяне», «Дмитрий Иванович Донской», «Иоанн Калита», «Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири», «Великий князь Василий Темный и Шемякин суд», «Москва — сердце России», «Очерк 1812 года» и мн. др. Читали крестьяне и научно-популярную литературу по медицине, о животных, сельскохозяйственную и пр. Во Владимирской губ., например, в каждое волостное правление приходило по 20-50 экземпляров «Сельского вестника»”
“В 1893 году в России было издано 7783 различных книги (общим тиражом 27,2 млн. экз.), а в 1913-м — уже 34 006 (тиражом 133 млн. экз.), то есть в 4,5 раза больше и по названиям, и по тиражу (кстати сказать, предшествующий, 1912 год был еще более «урожайным» — 34 630 книг). Дабы правильно оценить эту информацию, следует знать, что в 1913 году в России вышло книг почти столько же, сколько в том же году в Англии (12 379), США (12 230) и Франции (10 758), вместе взятых (35 367)! С Россией в этом отношении соперничала одна только Германия (35 078 книг в 1913 году), но, имея самую развитую полиграфическую базу, немецкие издатели исполняли многочисленные заказы других стран и, в частности, самой России, хотя книги эти (более 10 000) учитывались все же в качестве германской продукции.
Накануне войны 1914 года в России действовало более ста вузов с 150 000 студентов (во Франции - около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т.п.). Обучение было недорогим, например: на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии.”
Одним из "чудес света" назвал французский поэт Поль Валери русскую культуру конца XIX - начала XX века. Даже если подобные оценки были чисто светскими (еще большим чудом была культура Православия как таковая) -нужно признать, что светская русская культура именно потому привлекала внимание, что во многом питалась православной традицией, внося ее чистую струю в мутные потоки современности. Даже если западный миp не сознавал этого, именно отблесками православной традиции обращали на себя его внимание классики русской прозы (Достоевский, Толстой, Чехов, Бунин) и поэзии (Блок и символисты); во всем миpe славилась русская музыка (Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Гречанинов, Стравинский, Бородин, Скрябин) и связанные с нею сценические искусства (Шаляпин, Собинов, Павлова, Нежданова, Обухова, Кшесинская, труппа Дягилева); русские художники (Нестеров, Васнецов, Кустодиев, Суриков, Репин, Серов, Врубель, Рябушкин, Куинджи, Верещагин, Саврасов, Коровин, Поленов). Жанр русского "толстого журнала" был уникальным в Европе и по объему, и по разнообразию тематики (в 1914 году выходило 916 газет и 1351 журнал на 35 языках народов Империи).
Третьяковская галерея основана и собрана купцом. Появляется Румянцевский музей-ныне Библиотека имени Ленина. Другой купец, в Иваново-Вознесенске, Бурылин, создает на свои деньги уникальный музей и дарит его городу Тенишева под Смоленском, создает училище для обучения народному искусству. В Абрамцеве вырастает центр русского народного искусства. Архитекторы-энтузиасты строят по своей инициативе прекрасные здания и храмы, художники-энтузиасты их расписывают, украшают мозаиками. В это же время землепроходцы Пржевальский, Семенов-Тян-Шанский, Арсеньев активно изучают окраины России...
Гражданская война и революционный террор, голод и эпидемии стремительно выстудили очаги русской культуры. Исход из России, начавшийся вскоре после октябрьского переворота, длился около пяти лет. Кто уносил с собой рукопись, кто горсть земли, кто полковое знамя.
Высокое стояние духа белой эмиграции сравнимо с подвижничеством безымянных отшельников.у приполярных широт. Опыт далеких предков, приверженность понятиям достоинства и чести, впитанные с материнским молоком, помогали этим людям возжигать новые очаги в Сербии, Швейцарии, Франции. Свет и тепло этих очагов не были нужны европейцам или американцам. Демонстративно не замечала их и Родина. То были костры на ветру, в чистом поле, в затяжной Ненастной ночи. То горели сердца воителей, мыслителей, созерцателей, спорящих со временем и судьбой.
“Г. П. Федотов (1886-1951), осознавая исторические ошибки, писал после революции: «Мы не хотели поклониться России — царице, венчанной царской короной... Вместе с Владимиром Печериным проклинали мы Россию, с Марксом ненавидели ее... Еще недавно мы верили (не обладая способностью понять и даже просто увидеть. — В.К.)
, что Россия страшно бедна культурой, какое-то дикое, девственное поле. Нужно было, чтобы Толстой и Достоевский сделались учителями человечества, чтобы пилигримы потянулись с Запада изучать русскую красоту, быт, древность, музыку, и лишь тогда мы огляделись вокруг нас. И что же? Россия — не нищая, а насыщенная тысячелетней культурой страна — предстала взорам... не обещание, а зрелый плод. Попробуйте ее отмыслить — и насколько беднее станет без нее культурное человечество... Мир может быть не в состоянии жить без России. Ее спасение есть дело всемирной культуры.»”
И.Экономцев. Православие, Византия, Россия.М., 1992 г., С.63.
М.М. Громыко. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. ред. О.Платонов «Энциклопедия Русской Цивилизации» 2000 г.
В. Кожинов Россия Век XX Книга первая (1901 — 1939) Часть 1 Эксмо-Пресс Москва 2002